Некоторые аспекты обучении незрячих пианистов и использование профильного программного обеспечения на ранних этапах работы

Буяльский Владислав Дмитриевич

Некоторые аспекты обучении незрячих пианистов и использование профильного программного обеспечения на ранних этапах работы

Аннотация. В данной статье автор предлагает методы преодоления некоторых сложностей, возникающих при обучения игре на фортепиано музыкантов, имеющих значительную или полную потерю зрения. Автор надеется, что данная работа поможет преподавателям музыкальных школ и средних специальных учебных заведений в работе с незрячими пианистами, а так же в поиске новых возможностей их обучения. Всё нижеописанное отчасти относится не только к процессу обучения игре на фортепиано, но и к процессу обучения по другим специальностям, поскольку в данном случае некоторые характерные черты примерно одинаковы и могут применяться ко многим инструменталистам. Текст данной статьи основан, прежде всего, на собственном опыте и наблюдениях за обучением других незрячих музыкантов, а также на материалах из сети интернет.

Введение

История знает довольно много примеров незрячих музыкантов, которым удалось достичь немалых высот в области исполнительства. Для примера можно привести органистов Арнольта Шлика, Конрада Паумана и Луи Брайля, вокалиста Андреа Бочелли; баяниста Ивана Паницкого, пианистов Арта Тэйтума и Стиви Уандера, а также джазового музыканта Рэя Чарльза.
Несмотря на то, что история о незрячих музыкантах уходит вглубь веков, разработка особой методики преподавания началась лишь в XIX веке. В этот период появилась нотная система Брайля, которая является на сегодняшний день единственной и универсальной системой записи нотно-музыкального материала для людей, не имеющим возможности использовать плоско-печатный текст.
Знаковым событием стало основание в Москве в 1991 г. специализированного института, позднее получившего статус академии – Российской государственной специализированной академии искусств. Этот ВУЗ является единственным в мире высшим учебным заведением, где обучаются студенты, которые имеют серьёзные ограничения по здоровью, не мешающие им осваивать избранные специальности.
В РГСАИ работают высококвалифицированные специалисты, доценты и профессора, ведущие активную работу в данном направлении, в том числе, методическую и просветительскую. В области обучения студентов с нарушениями зрительных функций, значительный вклад внесен Ю.П. Антоновой, В.В. Калицким, Е.В. Клименко, И.В. Сыроежкиным. Они проводят семинары, лекции, мастер-классы, публикуют научные статьи, и это лишь часть той огромной работы, которая ведется сотрудниками РГСАИ, в том числе, в ресурсном учебно-методическом центре по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях отрасли культуры (РУМЦ).
Всё это не теряет актуальности, так как любой преподаватель, впервые начиная работать с незрячим музыкантом задаётся вопросом: есть ли какая-то особенная методика, специфика в обучении людей, имеющих серьёзные ограничения по зрению? Как установить контакт с таким учеником? В данной статье мы хотели бы предложить варианты решения некоторых проблем, возникающих на ранних этапах обучения таких музыкантов-исполнителей.

Преподавателям, начинающим работу с незрячими музыкантами следует постоянно помнить о том, что они познают мир, опираясь, прежде всего, на тактильные и слуховые ощущения. Казалось бы, это всем давно известный факт, но в начале обучения игре на инструменте часто упускается один важный момент, а именно, демонстрация устройства самого инструмента. Зачастую демонстрация подменяется словесным описанием, которое, к сожалению не может её заменить.
Возьмём для примера фортепиано. В то время, как зрячий музыкант может практически с первого взгляда понять принцип его устройства, незрячему необходимо дать возможность «осмотреть» все доступные детали руками. Это нужно для лучшего понимания механики инструмента, взаимодействия клавиш и молоточков, устройства демпферной системы и так далее, что в дальнейшем может упростить работу над туше, педализацией и т. п. Это обусловлено тем, что в процессе обучения для решения различных художественных задач преподаватели нередко используют образные конструкции, так или иначе апеллирующие к строению рояля. Например, для избавления от ряда зажимов преподаватель может попросить учащегося представить, что инструмент является продолжением самого музыканта. Человек с ограничениями по зрению прекрасно знает строение своих рук от плеча до кончиков пальцев, но для выполнение данного задания он должен так же хорошо знать строение того, что является «продолжением его рук».
Ещё один пример: нередко во время исполнения на фортепиано аккордовой фактуры мы слышим слова о том, что необходимо играть от плеча и как бы вдоль струн инструмента. Без точных представлений о строении рояля и расположении струн незрячему ученику будет достаточно сложно правильно истолковать слова преподавателя.

Продолжая тему тактильного познания мира, нельзя не сказать о контакте во время обучения. Поскольку незрячий пианист не имеет зрительного контакта с преподавателем, то во время занятий преподавателю необходимо находится от ученика на более близком, комфортном для него расстоянии. Это необходимо, прежде всего, для психологической поддержки. По собственному опыту, мы можем сказать, что, слыша голос преподавателя рядом с собой, учащийся подсознательно ощущает поддержку и держится более спокойно и раскованно. Если же преподаватель находится в другом конце аудитории, может создаться ощущение дистанцирования, сформироваться напряженная атмосфера, как на ответственном выступлении или при сдаче экзамена, затрудняющая рутинную работу над произведениями.
Однако, хотелось бы подчеркнуть, что периодически преподавателю всё же стоит дистанцироваться для того, чтобы помочь обучающемуся избежать вызванных волнением срывов во время публичных выступлений, так как, находясь за инструментом, он может чувствовать себя незащищённым. Подобную смену дистанции можно производить при непосредственной подготовке к выступлению.

В целом, освоение нового произведения незрячим музыкантом-исполнителем на начальных этапах мало чем отличается от аналогичного этапа у людей, не имеющих проблем со зрением. Единственной довольно серьёзной проблемой может стать поиск нот, набранных шрифтом Брайля, или других источников информации, необходимых для разбора нотного текста.
На сегодняшний день существует некоторое количество фортепианной литературы, набранной шрифтом Брайля, но в основном это издания времён СССР. В тот период издавалось достаточно большое количество баянной и фортепианной литературы, хрестоматий и сборников. Благодаря тому, что вся эта литература издавалась на высоком уровне, с использованием качественных материалов, многие книги сохранились до наших дней в запасниках специализированных библиотек.
Одной из крупнейших библиотек в России можно назвать Российскую государственную библиотеку для слепых (г. Москва). Здесь можно найти фортепианную литературу, не только издававшуюся в СССР, но и экземпляры книг с полифонической музыкой, изданных в Германии и отличающихся по способу изложения нотного материала.
После распада СССР издание музыкальных произведений по Брайлю резко сократилось и стало диктоваться исключительно государственным планом. Отчасти это обусловлено тем, что после распада СССР действующими остались лишь несколько издательств, где печатаются такие сборники. Одним из них является издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс «Логос» ВОС (г. Москва).
Если избранное произведение недоступно в записи по Брайлю, то возможен иной вариант: диктовка нотного материала с параллельным проигрыванием зрячим музыкантом для записи на диктофон. Но, опираясь на собственный опыт, а также на наблюдения за другими незрячими учащимися мы можем сказать, что данный вид работы менее продуктивен и требует большего количества времени для знакомства с произведением. Зачастую при таком методе разбора страдает целостное представление о произведении.
При разборе произведения по нотам у музыканта есть возможность просмотреть всю нюансировку и другие детали, в то время как при диктовке нотного материала и записи его на диктофон подобные моменты с указанием динамических и других деталей зачастую опускаются в целях экономии времени, а динамическая и штриховая доработка происходит уже на уроках после выучивания основного материала.
Однако в XXI веке у музыкантов с ограничениями по зрению появилась альтернатива – третий вариант. Благодаря развитию компьютерных технологий для незрячих пользователей становится всё более доступным использование для надиктовки нот с их последующей записью по Брайлю нотных редакторов — компьютерных программ, предназначенных для набора нотного текста. Теперь незрячие музыканты могут записывать ноты по Брайлю, не прибегая к помощи своих сверстников или преподавателей, что значительно ускоряет и облегчает данный процесс.
На сегодняшний день существуют интернет-ресурсы, на которых размещены уже набранные ноты многих классических произведений. Также ведётся работа по набору произведений современных композиторов. Однако ряд набранных произведений может быть недоступен для незрячих музыкантов в виду хранения нотного материала в формате графических изображений. Процедура распознавания такого материала и перевода его в удобный «нотный» формат находится в стадии активной разработки.
На данный момент музыкантам, имеющим ограничения по зрению доступно следующее программное обеспечение: бесплатная программа «IBOS MusicXML Reader»
Это разработанная Датским институтом для слепых и слабовидящих программа, которая может отображать ноты музыкальных произведений на дисплее Брайля (нотный материал отображается на дисплее как в виде музыкального шрифта Брайля, так и в виде текстовых сообщений.). Также в ней предусмотрена возможность воспроизведения нотного материала.
Программой можно управлять через дисплей Брайля, клавиатуру ПК и ножные педали. Фильтр сообщений и отображаемой информации достаточно гибок. Есть удобная навигация по тактам. Выбранные такты можно воспроизвести и зациклить для репетиции. Темп воспроизведения регулируется. Сравнительно недавно добавлена возможность распечатки нот на брайлевском принтере.
«IBOS MusicXML Reader» обеспечивает мгновенный доступ к нотам в цифровом формате, объединяющим ресурсы с профессиональной и любительской музыкой.
Дальнейшая разработка данной программы позволит значительно расширить репертуар незрячих музыкантов, а так же улучшить их взаимодействие со своими зрячими сверстниками и преподавателями. На сегодняшний день мы ведём переписку с разработчиком данного продукта, оказываем помощь в переводе интерфейса на русский язык, а также помощь в тестировании программы.
В ходе уже проведённого тестирования было выявлено достаточное количество серьёзных не соблюдений правил нотной записи по системе Брайля. Разработка приложения Датским институтом финансируется министерством социальной защиты, поэтому сроки выпуска новой версии с исправленными ошибками, о которых мы уже сообщили разработчику, будут зависеть только от этого финансирования.
Возможно привлечение сторонних разработчиков, готовых помочь в доработке программы, об этом говорится на официальном сайте продукта. На сегодняшний день это приложение является единственным, позволяющим читать ноты при помощи брайлевского дисплея.

Вывод

Основываясь на собственном опыте обучения по дисциплине «Фортепиано», а так же на наблюдениях за обучением других незрячих студентов, мы можем сделать вывод, что процесс обучения незрячих пианистов имеет ряд отличий от аналогичного процесса работы со зрячими исполнителями.
Главное, о чём не стоит забывать – это о замене всех моментов визуальной демонстрации на тактильную, а так же о том, что незрячему пианисту может потребоваться чуть больше времени на разбор произведения в связи с поиском информационного источника (нотного материала) и специфичностью записи.
Что касается оцифровки нот и их разбора с помощью программ чтения с экрана или при помощи брайлевского дисплея, то, как уже было сказано выше, сейчас при нашем активном участии ведётся работа над необходимым программным обеспечением, проводится тестирование на наличие ошибок и их исправление, дорабатывается систематизация полученных результатов, а так же механизмы чтения нот и партитур различного размера и состава. Всё это даёт надежду на то, что в ближайшем будущем возможности освоения нотно-музыкального текста музыкантами, имеющими ограничения по зрению, будут значительно расширены.

Источники

Москва – 2020

Оцените материал

Вы уже голосовали

Поделитесь с друзьями